Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем. Жан Кокто.
«
Искусство»… — это слово я часто слышу, когда меня отчитывают за мою леность и бессознательность…
О, дорогой читатель, заранее прошу прощения, что не воспользовался сестрой таланта… нет больше сил об этом мне молчать…
Искусство – есть работа. А, истинная работа любого творца – это работа сердцем. Ни в коем случае нельзя эту работу путать с бессознательными, случайными мазками ради некого доказательства своего существования… хотя, нередко именно это заставляло творить великих мира сего… Но, даже доказательство должно быть с очень четким адресатом. Нельзя что-либо доказывать бесцельно. Желание – вот главный двигатель. Единственное, в чем я никак не могу разобраться, так где же ПРАВДА этого желания. В чем заключается «прямая обязанность художника» – показывать или доказывать? Если человек считает себя художником, в его обязанность входит, лишь, ПОКАЗАТЬ, если же его таковым считают люди, значит, он ДОКАЗАЛ. Извечная тонкая грань между сомодовольным онанистом и дешевой шлюхой… И тот и другая в своей «работе» отдают кусочек себя, только первый делится им, лишь с раковиной в туалете, а вторая «на радость людям»… и ведь не часто увидишь шлюху, которой после работы ещё хочется помастурбировать … Неужели художник сродни эксгибиционисту, который доказал, что может показать, а проходящая в это время толпа решает, красавчик он или тупой урод. Чаще всего второе… но, если это делать часто и при этом говорить, что многим это нравится, то они решат, что, все же, ты красавчик… Любой творец – маньяк. И точка. И обойдемся здесь без примитивных аллегорий. Будь прокляты бесхребетные существа, творящие с надеждой, что МОЖЕТ БЫТЬ, это будет нравится… Искусство – не лотерея… Нельзя заставить свою кисть любить то, что нравится соседу. НО, холст с ее мазками он должен видеть… Извечная грань между слепой бессомненностью и трезвым разумом… Одно я знаю точно — художник без здорового тщеславия – это скучно.
И если уж «любое искусство это диалог со зрителем», то где же здесь прямая речь от автора… Должна ли эта «речь» быть единым словом, и нужен ли этот диалог зрителю? И если – да, то, неужели, зритель хочет от автора добиться «доказательства» его правоты… В наши дни любой диалог завязывается очень просто, без лишних комплексов и сомнений – это КОММЕНТАРИИ, где автору, зачастую, пытаются объяснить, что на самом деле здесь хочет видеть зритель… Или, что ещё хуже, без тени сомнений, сообщают, что они это сделали бы лучше… Действительно, очень часто, многие комментаторы воспринимают увиденное, как некий эпиграф к своей рецензии…
Так уж случилось, что автор данных строк, очень трепетно относится к комментариям и «диалогу» … Многие, как выяснилось недавно, убеждены, что я просто-напросто самодовольный наглый сноб, который пропускает все высказывания мимо ушей… Наверно, вы не представляете, насколько я (к великому моему сожалению) зависим от комментариев… Невозможно, остаться равнодушным к высказыванием о твоем ребенке, будь они, хоть трижды, отрицательны… Отвечать на «восхваляющие комментарии» считаю дурным тоном… выходит, что тем самым я подтверждаю факт своей правоты + увеличиваю количество комментариев, которые, в свою очередь, дают понять не зашедшим зрителям и коллегам, что работа и автор популярны… Отвечать на «негативные комментарии» я просто не умею… Оспорить собеседника, на мой взгляд, не составит особого труда, но главным словом в прямой речи от автора станет абсолютно не то, с чего начинался диалог, а это уже дешевая продажа… ну а признавать свое поражение, простите, не умею, ибо отношусь к каждой своей работе, как к любимому ребенку… Никогда не меняю ни единого миллиметра в работе после публикации. Любая моя картинка – это мои мысли и настроение в определенный отрезок времени… время прошло — настроение сменилось… картинка является всего лишь его отпечатком, который мне дорог по своим ощущениям на тот момент (конечно, если мы говорим об авторской фотографии)… Если же речь о коммерческой или рекламной съемке, то я, вообще, не вижу смысла здесь писать комментарии… Автор выставляет продукт, который был КУПЛЕН… Естественно, возникает вопрос, а зачем его вообще выставлять… ответ здесь будет прост: увеличение числа продаж напрямую взаимосвязано с душевным и физическим здоровьем автора.
«
Качество» — обращая внимание на многие работы и авторов, видишь странную историю «гадкого утенка» — никто не хочет взращивать прекрасного лебедя с вышеупомянутого зверька… намного легче приобрести его на базаре, которым в наши дни служит интернет… Здесь мне вспоминается фраза, которую, к счастью своему, я услышал в начале своей фото-карьеры от одного из мастеров: «Чем выше концепт – тем безупречнее должно быть качество», по сей день повторяю эту фразу и себе, и своим ученикам…
«
Ученики» — это превращается в серьезную фобию… Я, действительно, начинаю всерьез опасаться своих слов… Наверно, я не имею право об этом писать… но, все же напишу… Так уж сложилось, что на данный момент через мои курсы прошло чуть больше ста человек… последнее время все чаще мучает вопрос – ЗАЧЕМ? На своих занятиях я искренне пытаюсь поделиться опытом и знаниями, которые я приобрел в этой профессии… Не могу сказать, что из моих студентов это никому не нужно и не интересно… но, почему же, в результате, люди пытаются найти «волшебные кнопки», которые ускорят и облегчат их труд, не задевая СЕРДЦЕ, не беспокоя душу… Безумно больно и обидно видеть, что твои ученики воспринимают суть всего искусства, как некий рецепт к удачным и красивым фотографиям… не видя главного… Но, к сожалению, с каждым новым набором, возрастет и мое сомнение, а суть ли это, если такое количество людей даже не хотят, порой, об этом и слышать… и здесь становится, действительно, больно и страшно… Но, к следующему занятию, ты вновь приходишь и продолжаешь ТЕХНИЧЕСКИЙ рассказ о фотографии… Невыносимо чувствовать себя лжецом… Пожалуй, это можно сравнить с актером, который, стоя на сцене думает лишь о декорации, костюме и конце спектакля… забыв о жизни, ради которой он вышел к зрителю… Человек, который решил всерьез заняться «модным» увлечением фотографией должен точно понимать, что фотография – это полноправный вид искусства. Любой ребенок учится читать не с длинных предложений и абзацев, а с изучения букв… В «азбуке» искусства одной из первых букв стоит закон о том, что невозможно, не отдав, хотя бы, кусочек себя – приобрести крупицу зрителя. Да будут прокляты ваши знания фотошопа и иже с ними...
«
Фотошоп» — а зло ли это? Таким вопросом задаются фотографы-лентяи, которые придумали, в свое оправдание, выражение «ЗА ЧИСТЫЙ КАДР». Хочу мгновенно уяснить, что речь здесь, ни в коем случае, не идет о работе документалистов, которым кадр служит инструментом. Речь идет о, так называемой, художественной фотографии. Никогда не видел выставку, где подписями к фотографиям служили бы надписи: «Это все сделано при съёмке», «Поверьте, все так и было», «Это не постановка» и т.д. … Все это скорее должно волновать и беспокоить коллег, но не зрителя, которому интересен РЕЗУЛЬТАТ, но, уж извините, никак не ПРОЦЕСС… Навряд ли Вам больше понравится картинка, если автор досконально опишет процесс и сложность ее создания… Фотография – это ВИЗУАЛЬНЫЙ вид искусства. Не надо пытаться превратить его в сухую математику. Фотошоп по свойствам своим возможно сравнить с работой фотографа во время съемки со светом, моделью и внутренними параметрами камеры… О, Вы, не знающие этой программы, кто Вам сказал, что работа при съемке – это ценно и сложно, а в фотошопе есть «волшебные кнопки», которые делают все за автора… Поверьте мне, что зрителя (если мы уж договорились, что работа только лишь для коллег не имеет смысла), не особо интересует Ваш процесс создания… Не думайте, прошу Вас, что я пытаюсь убедить Вас в силе фотошопа… В своих фотосессиях, при съёмке, я стараюсь проработать все на максимум – до каждого миллиметра… но, всегда есть тайное желание сделать лучше… Многие, на полном серьезе, говорят, что в фотошопе есть кнопки «заменить фон», «эффект развивающихся волос», «переставить модель», «изменить источник света» и т.д. … Поверьте НЕТ. И, зачастую, в фотошопе ты тратишь, ох, как больше сил и времени, нежели при съемке… и это происходит не от того, что ты схалтурил на самой фото-сессии, а от того, что тебе, действительно, важен и дорог РЕЗУЛЬТАТ.
Прошу Вас, перестаньте относиться к ВАШЕМУ ИСКУССТВУ, словно к грязному белью, которое Вы сами уже не наденете, предварительно не простирав его. Любое слово АВТОРА – есть слово. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – есть главная составляющая любого творца.
«У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник не озаренный талантом и талант, не владеющий ремеслом.»
Искусство ревниво и требует, чтобы человек принадлежал ему весь целиком. А чувство ревности, как известно, рождает великая сила любви.
«
Любовь» — она, блznь, как искусство… да, низойдет она на прочитавших этот текст, дабы уравновесить свое прежнее чувство прекрасного…
с любовью А. Борисов